С.И. Капица, г. Санкт-Петербург, Россия
В ходе профессиональной деятельности врачи, педагоги, менеджеры, специалисты в области сетевого маркетинга и многие другие работники большую часть времени вовлечены в коммуникативные контакты с клиентами, требующие эмоционального отклика и зачастую вызывающие нервное напряжение. Тем самым их здоровье в высокой степени подвержено риску воздействия коммуникативной составляющей труда, частым следствием чего является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. СЭВ - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами и клиентами. Главной опасностью СЭВ можно считать его невидимость для самого работника. Он может жаловаться на рассеянность, повышенную утомляемость, чувство усталости, нарушение сна, ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению к работе и клиентам; злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины. И если начальные признаки СЭВ - это защитная реакция организма на нарушение адаптированности в данной социальной среде, то синдром является признаком социально-логической и профессиональной дезадаптации личности. В настоящее время во всем мире профилактике профессионального стресса, как начальной стадии СЭВ уделяется большое внимание, по скольку это явление неизбежно для всех работников коммуникативных профессий.
Автором проведено предварительное исследование работников коммуникативных профессий по диагностическим методикам оценки уровня сформированности и степени выраженности СЭВ. Результаты показали, что почти у 40% обследованных наблюдаются признаки нервно-психического напряжения, формирующего СЭВ. Сопротивление нарастающему стресу (фаза «резистенции») проявляется у 90% обследованных, из которых отмечают отдельные случаи неадекватного избирательного эмоционального реагирования, подсознательного стремления сократить выполнение обязанностей. У 10% работников выражены признаки истощения нервной системы. Наиболее характерно проявление этой симптоматики в возрасте от 30 лет до 40 и старше 50 лет. Автором предложены схемы коррекции, лечения и профилактики СЭВ в зависимости от фазы (напряжения, резистенции и истощения) развития синдрома. Большое внимание уделяется системному подходу к лечебным и профилактическим мероприятиям.
Разработан комплекс доступных техник по обучению коммуникативным навыкам в условиях повседневного рабочего стресса, созданию внутреннего позитивно-коммуникативного настроя и коррекции соматического состояния с использованием препаратов «Dr. Nona». Показано эффективное благоприятное действие применяемого комплекса продуктов «Лавсина», «Даксина плюс», и «Ямсина», а также «Квартета солей для ванн» на общее состояние пациентов, отмечено снижение утомляемости, повышения работоспособности, ослабление раздражительности и улучшение сна.
Заключение: Системное применение психолого-психотерапевтических методик и комплекса продуктов «Dr. Nona» можно считать перспективным коррекционно-профилактическим подходом к снижению риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у работников коммуникативных профессий.
|