Раковые заболевания у детей
Это может произойти с любым из нас. И взрослые могут себя к этому подготовить, но дети... Каковы их шансы, как себя вести с детьми, больными раком, что обещает нам медицина? Об этом мы поговорили с Нонной Кухиной, врачом-онкологом, академиком РАЕН, членом Нью-Йоркской академии технологических наук, основателем Фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями стран СНГ.
Нонна, в 1999 году вы с Михаилом Шнеерсоном создали Фонд помощи онкобольным детям. Прошло уже много лет, скажите, изменилось ли сейчас отношение к этому заболеванию?
Не изменилось, тем более, к детской онкологии. Злокачественные опухоли у детей, к счастью, являются довольно редкими заболеваниями, но очень привлекают к себе внимание, поскольку, когда болеют дети – это особенно больно.
Больно... И вот сразу вопрос о восприятии. Недавно читала на одном форуме, что отношение к раку в России более фатальное, чем в других странах мира. Автор реплики утверждал, что во всем мире к этому заболеванию не относятся как к приговору. Так ли это? И с чем связан страх россиян? Неуверенность в возможностях медицины?
Я как врач не отношусь к этому, как к приговору. Возможности российской детской онкологии такие же, как и во всем мире, но в России, увы, поздняя диагностика. Мало ведется работы по объяснению первых признаков онкозаболеваний. Я бы сделала такой девиз: «Сомневаешься в диагнозе – посылай к детскому онкологу». А родителям объясняла бы, что если ребенок плохо ест, худеет, вялый, у него необъяснимые скачки температуры – это повод пройти диагностику, так как все эти признаки относятся к опухолевой симптоматике. Особенно осторожно надо относиться к увеличению лимфатических узлов, утренней головной боли или рвоте. Не нужно сразу впадать в панику – идите к врачу, и вам будет спокойнее за здоровье вашего ребенка.
Бытует мнение, что чем моложе организм, тем легче ему бороться с разного рода болезнями, включая рак. Так ли это? Выше ли вероятность выздоровления человека в зависимости от возраста?
В принципе, в случае с раком можно утверждать, что чем моложе организм, тем агрессивнее протекает онкозаболевание, но, несмотря на это, дети хорошо побеждают рак.
Если ребенку поставили такой диагноз, что должны делать родители: они должны говорить ребенку о болезни и серьезности ее возможных последствий? Если да, то помимо помощи и поддержки родителей, нужна ли квалифицированная помощь психологов в данной ситуации?
Конечно, все зависит от возраста. До 5 лет нет смысла объяснять ребенку, что у него онкология. Но после 5 лет ребенок может стать активным участником в борьбе с онкологическим заболеванием. Важно объяснить все правильно, и, как бы вам не было страшно за ребенка, при нем держитесь бодро. Ведь дети тонко чувствуют любые перепады настроения взрослых, и ваша тревога передается им. Любое неосторожно брошенное медицинским персоналом слово может послужить началом депрессии. Если ребенок находится в депрессивном состоянии, то тут необходима помощь детских психологов. В Америке всегда привлекают специалистов и используют суггестивное воздействие на подсознание ребенка, что доказало высокую результативность совместного лечения.
Скажите, почему вы решили создать фонд, связанный именно с этим заболеванием? Насколько я знаю, у вас есть своя история «взаимоотношений» с опухолью.
С 1994 года мы работаем на постсоветском пространстве и часто сталкивались с просьбой матерей выделить бесплатно наши препараты. Так родилась идея Фонда... В 17 лет у меня была лимфосаркома, и я хорошо помню, что такое лучевая терапия, гормональная терапия и химиотерапия. Благодаря мужеству моих родителей, мастерству врачей и собственным силам я выжила. Но на собственном опыте знаю, как долго идет восстановление организма после облучения. Я посвятила свою научную деятельность поискам препаратов, помогающих как во время проведения курсов химеотерапии, так и при реабилитации после нее, и они были найдены. Это позволяет детям быстрее восстанавливаться и снижает вероятность простудных заболеваний в 2 раза.
Вы как человек, переживший, а верней сказать, поборовший рак, что можете назвать самым важным для человека, которому поставили такой диагноз? Что нужно, а что нельзя делать в подобной ситуации?
Нужно доверять врачу-онкологу, который ведет вас или вашего ребенка, не кидаться в крайности, не бегать по знахарям, а проходить поэтапно назначенное лечение. Ну и, конечно, нельзя быть на солнце и слушать разговоры о «летальном» исходе. Никогда не теряйте надежду! Психологический настрой не менее важен, чем медицинские процедуры.
Мы все полагаем, что медицина развивается и то, что раньше было неизлечимой болезнью, со временем вполне поддается лечению. Есть ли подобные радужные перспективы в области лечения злокачественных опухолей? На ваш взгляд, есть ли вероятность, что со временем это заболевание будет легко и быстро лечиться?
Я считаю, что есть. У меня был один больной мальчик на консультации. У него был острый лимфообластной лейкоз, и он проходил повторную химиотерапию. Я ему сказала, что скоро это заболевание будет легко и быстро лечиться. На что он мне ответил: «Доктор Нонна, а можно без фантазии...» Пациенты не всегда верят в это, но в действительности, медицина постоянно прогрессирует. И уже даже то, что найдены способы снизить агрессивность «химии», помогает спасти тысячи жизней.
Вы с кем-то из маленьких пациентов, которые получили у вас поддержку, поддерживаете связь? Общаетесь?
Да, конечно. У меня целые альбомы с их фотографиями. Но в основном я поддерживаю связь с их родителями. Мне до сих пор приходят письма из тех городов, где мы были с благотворительными марафонами. Это все очень дорого мне. Всех своих пациентов я, так или иначе, впускаю в свое сердце. Хотя и говорят, что врач должен абстрагироваться, я не умею иначе. Огромная радость наблюдать, как человечек, который еще не так давно балансировал на грани этого мира и грядущего, растет, взрослеет, достигает успеха. Это как наблюдать за ростом и победами своих собственных детей.
В вопросах профилактики рака важно питание. Вы можете хотя бы тезисно рассказать об основах противораковой диеты?
Диета должна быть разнообразной, включая белковую пищу: красные сорта мяса, рыбу, морепродукты и много-много зелени. Если ребенок часто болеет простудными заболеваниями, то желательно добавить БАДы.
Вопросы не по теме и все же сложно не задать. Вы — мама четверых детей, более того, четвертого ребенка вы усыновили? Как вам удается все успевать (вы постоянно в разъездах по миру)? И второй вопрос: что повлияло на ваше решение — усыновить малыша?
Правильнее будет сказать – удочерили – у нас с Мишей приемная дочь. На момент удочерения она была уже не малышкой – Рите было 11 лет. Ее мама умирала от рака, по прогнозам врачей ей оставалось жить не больше двух месяцев, когда она попросила меня найти приемную семью для ее дочери. Но это оказалось сложнее, чем найти новых родителей для маленького ребенка: людей либо смущал возраст девочки, либо интересовало только финансовое пособие за ее воспитание. Тогда мне захотелось взять девочку к себе. Первый, с кем я поделилась своей идеей, был мой любимый муж Миша. К счастью, он поддерживает меня во всем. После этого мы собрали всех детей и спросили, как они смотрят на то, чтобы мы взяли в семью девочку. Дети обрадовались, что у них будет младшая сестра. К тому времени они были уже достаточно взрослыми, и мы все вместе пришли к мнению, что каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы Рите у нас было хорошо. Конечно, было трудно... Ведь наш образ жизни такой, что мы не сидим дома на месте. Так что помогали в воспитании «удочеренного» ребенка наши старшие дети. Они у нас молодцы! Я, как приемная мама и как психолог, готова рассказывать о трудностях и радостях, связанных с усыновлением «взрослых» детей, старше пяти лет. В этом возрасте обрести семью ребенку сложнее. Это настоящая проблема, обратить внимание общественности на которую – одна из важнейших целей для меня.
Считается, что быть творческим человеком и бизнесменом (или бизнес-леди) невозможно, однако вам это удается. И все же, чем из всех ваших направлений деятельности (наука, благотворительность, писательская деятельность, медицина, бизнес) вам нравится в большей степени заниматься?
Конечно, медициной. Я люблю свою деятельность во всем ее разнообразии и во все вкладываю душу. Но медицина – это направление, которое я выбрала для себя еще в детстве. Можно сказать, что все остальные направления моих интересов в той или иной степени «произросли» из медицины. Так, мой бизнес тесно связан с медицинскими разработками. В книгах я всегда опираюсь на свой собственный опыт, в том числе и медицинский, как врача-психолога.
Вы писали, что вы хотите помогать (и помогаете) людям быть здоровыми. А можете ли в целом, коротко, назвать несколько ключевых принципов поддержания здоровья людей?
Я сейчас заканчиваю книгу «Как не превратиться в Бабу Ягу» и там я освещаю четыре столпа, на которых держится наше здоровье: Питание, Вывод шлаков из организма, Здоровый сон и, конечно же, Секс. Если какая-то из сторон жизни страдает, то вы либо уже больны, либо будете больны. Например, если у Вас лишний вес, то, значит, у Вас есть или будет гипертония и сахарный диабет... Но все решаемо, если следить за своим здоровьем.
Нонна, в заключение беседы вы могли бы что-то пожелать нашим читателям?
Здоровья и любви! Будьте здоровы, любите и никогда не теряйте надежду – это самое главное!